Коррекционная работа

элемент декораСОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В  ДЕТСКОМ САДУ "КУКОЛКА"

 

Коррекционная работа  оздоровительной направленности

В МБУ воспитывается дети с ослабленным здоровьем, имеющие высокий фактор риска отклонений в развитии – это дети групп оздоровительной направленности, посещающие санаторные группы тубинфицированной направленности

Образовательный процесс с воспитанниками, имеющими диагноз тубинфицированность и вираж, строится по общеобразовательной программе детского сада.   

Для предупреждения отклонений в развитии и осуществления индивидуального подхода в построении образовательного процесса  детей с ОВЗ, в МБУ работает психолого -педагогический консилиум (ППк).

Целью его деятельности является  осуществление своевременного контроля  психического развития, оптимизации процессов адаптации, воспитания, обучения каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

          Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

·        Выявление индивидуально-психологических особенностей развития каждого ребенка, нуждающегося в психолого- медико- социальной помощи и группы в целом.

·        Выявление причин и характера первичных нарушений в развитии, а также определение степени тяжести этого нарушения.

·         Разработка и реализация индивидуального образовательного и коррекционного маршрута.

·        Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по оптимизации процессов развития детей с ОВЗ.

Эта работа строится по этапам.

На 1 этапе педагогом-психологом, воспитателями в диагностических методиках, наблюдениях за типичными  поведенческими и игровыми реакциями, изучение истории развития выявляется уровень  умственного  развития и личностных качеств  каждого ребенка;

На 2 этапе педагогом-психологом, физ. инструктором, воспитателями на группах проводится коррекционно-развивающая работа на основе  индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

На 3 этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы

Такой подход к построению коррекционной деятельности  позволяет вести работу с каждым ребенком с ОВЗ на потенциальном для него уровне, зоне ближайшего развития, что наиболее благоприятным образом сказывается на его развитии. Дети группы оздоровительной направленности на 85% справляются с разделами общеобразовательной программы по среднему и высокому уровню.

Сопровождение детей с ОВЗ осуществляется так же благодаря взаимодействию и преемственности в работе всех педагогов и специалистов детского сада. Музыкальным руководителем, физ. инструктором, педагогом-психологом, воспитателем по развивающему обучению, воспитателем по изобразительной деятельности ведутся тетради взаимодействия, в которых педагоги отмечают какие задачи необходимо решить с каждым ребенком на группе по направлениям развития.

Медицинским работником и воспитателями заполняются листы здоровья ребенка и листы здоровья группы, по которым строится образовательная работа с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

Неотъемлемой  частью построения индивидуальной работы с детьми, нуждающихся в психолого – медико - социальной помощи,  является взаимодействие с родителями. Семья и ее непосредственное участие в вопросах воспитания и обучения необходима, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его отношений со взрослыми в семье. Основной формой работы является консультирование, где перед родителями обозначаются «проблемные зоны» и  совместно вырабатывается  пошаговый алгоритм преодоления возникающих трудностей в развитии ребенка.

Социальная адаптация с такими детьми осуществляется в общесадовых мероприятиях по приоритетным направлениям деятельности учреждения, а так же в совместных оздоровительных мероприятиях взрослых и детей.

В результате коррекционной работы у детей с ОВЗ наблюдается снижение тревожности, агрессивности, что влияет на их стабильное эмоциональное состояние и здоровье в целом.

    элемент декора        Коррекционная работа логопедической направленности

С января 2013 года в детском саду начал действовать логопункт для детей с нарушением речи. Он открыт с  целью коррекции  речевых нарушений у детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Основными задачами логопункта детского сада являются:

·     осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

·     предупреждение нарушений устной и письменной речи;

·     развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

·     воспитание у детей стремления преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

·     оказание консультативной помощи педагогам детского сада, родителям воспитанников (лицам их замещающим);

·     совершенствование методов логопедической работы.

Приему на логопункт подлежат дети с нарушениями речи (фонетическим недоразвитием, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и др.) старшего дошкольного возраста.

Отбор детей на логопункт проводится ПМПк детского сада.

Прием детей производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

Срок пребывания детей на логопункте  – от 6 месяцев (при ФНР) до 12 месяцев (при ФФНР).

Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальная и подгрупповая деятельность.

     Количество и продолжительность занятий зависят от возрастных особенностей воспитанников и  степени тяжести речевого нарушения (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым ребенком).

элемент декора      Коррекционная работа с детьми с ОВЗ

 Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

• Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий, это дети:

-с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие);

-с нарушением зрения (незрячие, слабовидящие и поздноослепшие);

-с тяжелой речевой патологией (ОНР I, II, III уровень. Дизартрия);

-с нарушениями опорно–двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;

-с задержкой психического развития;

-с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

Инвалид, ребенок - инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, подтвержденное учреждением медико-социальной экспертизы.

Получение заключения ППк – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Рассмотрим пример: В дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья. Но подкрепляющий устные заявления документ из ППк семья предъявить не может. В этом случае ребёнок не может быть определён в группу компенсирующей или комбинированной направленности. Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ППк и получить заключение комиссии.

 Образец заявления о предоставлении льгот по питанию детям с ОВЗ

Следует отметить, что психолого-педагогическая комиссия работает в двух направлениях: обследует детей, даёт рекомендации по оказанию детям психолого-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях. Довольно часто ППк рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности.

Правила определения ребёнка в группу компенсирующей направленности.

Родителям не всегда удаётся получить место в специализированном детском саду  или он находится далеко от дома. В таком случае ребенок будет посещать общеразвивающую группу.

Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-педагогической комиссии, заключение ПМк о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий. А специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести: повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ, методическую составляющую.

В нашем Учреждении для детей-инвалидов и детей с ОВЗ организовано интегрированное обучение путем совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений в одной группе Учреждения (инклюзивное образование). Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях Учреждения осуществляют педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Они отслеживают эффективность обучения детей в соответствии с рекомендациями ППк, результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте воспитанников, формирования навыков образовательной деятельности, освоения программ.

Организация инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

 Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании. В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять: в группу компенсирующей направленности, в группу комбинированной направленности. В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности.

Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения и может составлять до 30 детей в группе, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом и не превышает 15 детей. Программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в образовательный процесс. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.

Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности.

Группы компенсирующей направленности - это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее. Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья.

И для родителей, и для воспитателей очевидно, что детям с ограниченными возможностями здоровья намного легче адаптироваться и осваивать образовательные программы в группах комбинированной направленности. Для конкретного ребёнка требуется индивидуальная адаптация этой программы. Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в самых разных жизненных ситуациях. Глобальная цель инклюзивного образования – создание комфортных условий для совместного успешного воспитания и результативного образования детей с разными психофизическими особенностями развития.